Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

49-е Жан-Жаковские чтения. Владимир Тучков

Только птичку жалко

Стихи и прозу Владимира Тучкова я слушаю относительно часто, бываю на его вечерах, потому что: 1) мы дружим много лет, 2) мне любо то, что он делает, со времен «электрички», «Танцора» и еще более давних текстов.

На эти Жан-Жаковские чтения я привела свою подругу, системного администратора. «Там стихи будут, — честно предупредила я принарядившуюся девушку. — «Ничего, нормально», — ответила Татьяна.
Небольшой, но довольно вместительный зал «Жан-Жака» был наполовину полон, когда мы пришли, и в хорошем темпе заполнялся дальше. Но уже и микрофон проверили, и графин с водой водрузили на маленький писательский столик в углу, а поэт все не показывался. С электричками что-то, подумала я, наученная горьким опытом проживания на той же подмосковной станции, что и бенефициант, и тут Владимир Тучков вошел пружинистым шагом, не по-московски румяный, с искрящейся улыбкой, в ушастой шапке, с ноутбуком в рюкзаке. Писатель занял почетное место в углу, подключил ноутбук, плеснул в бокал водицы.

…И полились стихи. В большинстве своем тексты были мне хорошо известны, а вот двустишие

Люди общаются в чатах.
Сколько детей незачатых,

судя по реакции гостей вечера (смех и продолжительные аплодисменты), звучало впервые.

Владимир Тучков читал коронное. Длинные тексты: про генерала ВВС и про футбол, посвященный Алексею Меринову. Наделавшее много шуму в FB стихотворение про телефон. Были исполнены автором также и новые стихи, например, про заснеженные усы. Не прозвучало, к сожалению, прекрасное элегическое стихотворение про стеклянную птичку, мне лично очень импонирующее, но герой вечера сказал: «Про стеклянную птичку… читать не буду!» — и посмотрел на слушателей с вызовом.

Владимир Тучков, писатель, поэт, лирик и хулиган, парадоксов друг, находящийся в завидном тонусе чувств, бодрости мысли, свежести придумок и остроте наблюдательности, не применяя при чтении никаких особых спецэффектов и актерских штучек, каждым своим текстом трогал публику за живое. Мне, удачно сидящей, было это хорошо видно. Симпатичный мужчина напротив сиял детским лицом все недолгие пятьдесят минут, что длилось выступление.

Тут следует описать публику. Была она оживленная, включала много известных литераторов, перечислять которых поименно мы не будем. И штатской, внецеховой публики было предостаточно. Пили кто водку, кто пиво, а кто, как я с подругой Таней, белое вино, кто-то отдал предпочтение кофе, и только герой вечера пил простую ключевую воду, и чем дальше, тем ясней было, что слушатели хмелели как раз от стихов, а не от напитков.

В финале был прочитан рассказ-диалог «Два обмана из темноты», ставший прекрасным дижестивом, в русле алкогольных аллюзий, и закрывший вечер приятным послевкусием и погасившим стресс от его завершения.

Необходимо отметить обаятельную манеру авторского чтения: неторопкую, спокойно-эпическую, очень его стихам и прозе подходящую. А ведь сколько, увы, известно случаев, когда прекрасные тексты в авторском исполнении ну не то чтобы теряли, но звучали в некотором диссонансе со слушательскими ожиданиями и восприятием.

Нисколько не уставших, а даже, наоборот только вошедших во вкус ввиду краткости вечера и качества прозвучавших текстов, гостей пригласили задавать вопросы, и, действительно, прозвучали кой-какие вопросы, и автор на них дал развернутые ответы.

Вечер неумолимо двигался к фазе неформального общения, и мы с подругой, проклиная школьный режим, были вынуждены покинуть гостеприимное, цвета бордо, пространство «Жан-Жака», и распрощаться с героем, гостями и устроителями вечера, энергичной, неунывающей «Культурной инициативой».

Подруга-программист была, кстати, в восторге, и сказала, что побывать на оном вечере было для нее не только интересно, но и полезно. В завершении этой заметки позволю себе привести любимые стихи Владимира Тучкова, упомянутые выше, но на вечере не звучавшие.

Татьяна Риздвенко

ОЖИДАНИЕ

Стою на платформе. Жду электричку.
Нет электрички. Не идет электричка железная.
Подхожу к семафору.
Худющий стоит, аж позеленел.
Спрашиваю. Врет — не краснеет.
Нет электрички. Не идет электричка зеленая.
Ложусь ухом на рельс. Скрипку слышу,
мышь где-то скребется, ветер в донских ковылях шелестит.
Нет электрички. Не идет электричка бешенная, как январь.
Начинаю выбирать рельсы, как невод.
Одна только мелочь идет —
скрепки канцелярские, бумага писчая, скоросшива…
бронепоезд вытянул!
Нет электрички. Не идет электричка двуглавая.
Паровозом реву песню брачную, приманиваю.
Нет электрички. Не идет электричка фригидная.

Есть билет у меня, есть сезонка и даже на штраф пятерик!
Я не буду курить в твоих тамбурах!
Я не буду стоп-краном таскать кирпичи на девятый этаж!
Я не буду высовываться!..
Подползла. Зашипела. Сглотнула.

* * *

Здесь можно написать стихотворение о птичке в моем саду.
О стеклянной птичке на металлической жёрдочке,
которая переливается в темноте всеми цветами радости,
запасенной днем для детей солнечной батареей.
Здесь можно написать, что уже поздняя осень,
и дети уехали
в город,
где лишь гаджеты в темноте оставляют на лицах лунные отблески.
Можно написать стихотворение
о верном сердце маленькой стеклянной птички,
которая продолжает в сумерках раннего вечера
звать детей
трелями разноцветной радости.
Здесь можно написать стихотворение о том,
как ей все трудней и трудней извлекать из промозглой серости осени
радостный алый,
нежный голубой,
добрый зеленый,
веселый оранжевый,
сказочный фиолетовый.
Можно написать о том,
как ей больно слышать в сумерках
вместо детского топота, и смеха, и залихватского крика, и старательного сопенья —
лишь мои грузные шаги и прокуренный кашель.
Здесь можно написать стихотворение о том,
что скоро зима.
Что скоро зима,
и что скоро уеду и я
в город,
где в темноте фары тасуются,
словно карты Таро,
приближая миллионы развязок.
Можно написать о том, что в саду птичка будет по-прежнему звать детей
радостным алым,
нежным голубым,
добрым зеленым,
веселым оранжевым,
сказочным фиолетовым.
Из-под снега,
мерцая тщедушным стеклянным тельцем,
в котором каким-то непонятным для нас, теплокровных, образом
умещается громадное верное сердце.
Можно написать стихотворение.

Жан-Жак 

14.03.2018, 2543 просмотра.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru