Виртуальную антологию составляют публикации авторов, отмеченных премией поэтической «Московский счёт» в разные годы.
***
мне надоело переводить
 я наверное уже больше не буду
 заниматься переводом
 мне кажется что им стоит заниматься
 только тогда
 когда ты можешь
 полностью слиться
 с автором
 подписаться
 под каждой его строчкой
 подхватить и усилить
 его крик
 так было например
 когда я переводил
 одного американца
 некоего чарльза буковски
 писателя и поэта
 когда я его переводил
 мне очень хотелось
 чтобы как можно больше людей
 услышали его
 и поняли хотя бы немногое
 из того что
 как мне кажется
 понял он
 когда я переводил его
 мне казалось
 что нет никого
 кто понимал бы его так
 как я
 хотя между нами
 нет и не было
 совершенно ничего общего
 ни внешне ни внутренне
 ни биографически
 и чарльз буковски это далеко не мой идеал
 поэтому мне кажется
 что я не говорил
 его голосом
 и в этом не было никакой подмены
 как это часто бывает у переводчиков
 которые говорят чужими устами
 за неимением собственного голоса
 мне кажется что
 это был самый настоящий контакт —
 когда два совершенно разных человека
 начинают вдруг понимать друг друга
 
 это и есть самое настоящее событие
 искусства и жизни
 я перевёл целиком один роман
 и очень много стихов Буковски
 мне кажется я очень хорошо перевёл
 и то и другое
 я не знаю как роман в целом
 но там есть просто гениальные куски
 я в этом уверен
 стихи 
 когда я переводил стихи
 чарльза буковски
 мне казалось
 что я делаю
 лучшую современную поэзию на русском языке
 честно говоря мне и сейчас
 так кажется
 я к сожалению не знаю
 когда это будет опубликовано
 может быть
 уже никогда
 и я уже честно говоря
 не надеюсь
 потому что я знаю
 что меня могут
 опередить с романом
 и издать его в другом переводе
 может быть
 и в неплохом
 только без прорывов
 а может быть и в совсем
 позорном;
 я перевожу сейчас детектив
 для журнала иностранная литература
 это детектив для новой серии
 приложений к этому журналу
 которая называется 
«книга в дорогу»
 у меня такое ощущение
 что я состою сейчас
 на службе у буржуазии
 этот детектив написал джон ридли
 американский писатель негр
 ему 32 года
 это остросюжетный детектив
 он 
 там есть сатира на голливуд
 и критика нравов голливудского
 истеблишмента
 но с использованием
 всё тех же старых голливудских уловок;
 в этом романе есть всё же
 несколько хороших мест
 но в целом
 как мне кажется
 это просто удачная поделка
 я думаю что переводчики
 это за редким исключением
 упыри
 кормящиеся
 чужой кровью
 потому что перевод
 это сладкий сон
 а творчество
 это мука
 поэтому
 я наверное больше не буду
 заниматься переводом
***
мне кажется я почувствовал
 смысл пустоты
 когда шёл недавно
 по рождественскому бульвару
 вдоль домов
 и вдруг ощутил
 
 открывшуюся мне
 в проёме
 между домами;
 я сразу почувствовал
 что этой пустоты
 раньше не было
 на этом месте,
 но я долго
 не мог понять
 что было раньше
 на её месте;
 потом я вспомнил
 что
 здесь
 рядом с монастырём
 два дня назад
 монахи вырубали деревья,
 а я сначала
 не обратил внимания на это
 и прошёл
 прямо под деревом,
 которое они уже надпилили
 и которое
 
 рухнуть на тротуар; и вот,
 когда я уже почти прошёл то место, один монах,
 стоявший 
 посмотрел на меня
 и покачал головой,
 потому что меня могло задавить
 тем деревом,
 которое они пилили;
 и вот сейчас
 проходя мимо
 того места
 я почувствовал
 эту пустоту
 надвинувшуюся на меня оттуда,
 я ощутил
 
 на месте деревьев,
 и в этот момент
 я очень ясно представил себе
 деревья, которые были на её месте,
 и на которые
 я не обращал внимания
 когда ходил мимо,
 и я сразу же почувствовал
 их шум и запах —
 я подумал о том,
 что для того чтобы
 
 (
 потрясение,
 потрескиванье —
 
 душевный спазм,
 сбой,
 возможно,
 адский скачок)
 сначала 
 должно произойти —
 
 должна сверкнуть
 как галлюцинация,
 мне кажется, что сначала должен открыться
 
 саднящий провал,
 потому что
 человеческий дух
 (машинерия человеческого духа,
 его капризная громоздкая
 машинерия)
 начинает работать
 на том месте
 где у человека
 
 то есть, в сущности, на пустом
 месте
 (желательно чтоб у него отняли
 то, что он не ценил,
 а ещё лучше даже то
 о чём он вообще
 не знал)
 после этого переживания
 связанного с пустотой,
 открывшейся мне
 на месте вырубленных монахами деревьев
 я, как мне кажется,
 довольно хорошо понял
 смысл пустоты
***
ещё 
 меня всегда очень интересовал
 один тип поэта
 это довольно известный тип:
 белокурые хлопцы
 которые приезжали в москву
 начиная ещё с тридцатых годов
 поступали в литинститут
 и бушевали в общежитии
 литинститута
 это были
 очень крутые хлопцы с периферии
 мастера ностальгии
 и таинственные профаны;
 мне кажется что
 спрос на них был огромен
 потому что
 они представляли собой
 живую совесть
 пребывавших в вечном комплексе перед народом
 пожилых поэтов столицы;
 мне кажется
 что им очень хотелось
 занять вакантную нишу
 этакого
 мающегося в городе
 певца деревни;
 я думаю
 что они также очень хотели
 примерить гипсовую личину Леля
 десятки из них
 сошли с ума
 многие превратились
 в бомжей
 и до сих пор
 побираются
 на страстном бульваре
 (я там раза два видел
 заросших мужиков
 которые ходят вдоль скамеечек
 читают стихи
 и говорят что они бывшие студенты
 литинститута)
 некоторые из этих ребят
 повесились
 остальные канули в неизвестность;
 больше всех прославился
 как известно
 николай рубцов
 хотя известно и то
 что рубцов был не так уж прост
 что он жил одно время в питере
 где общался с питерскими эстетами
 и упражнялся
 в разнообразных формалистских штучках
 что ему нравился бродский
 и так далее
 я думаю
 всем известно
 что по приезде в москву
 его окрутили
 эти пасечники
 из литературного института
 мне кажется
 что они затолкали его
 в рамки одиозного мифа
 погубив тем самым
 и выставили напоказ
 соломенное чучело в пантеоне
 там и сейчас
 попадаются
 такие ребята
***
позапрошлым летом
 я заблудился в берлине
 это произошло
 в районе Тиргартена
 я оказался
 на абсолютно пустой площади
 вокруг которой был лес
 и не было никого народу
 в 
 ехавшего на велосипеде
 и подбежал к нему
 и спросил у него 
 как добраться до центра;
 он очень обрадовался мне
 потому что оказался
 русским эмигрантом;
 он слез с велосипеда
 и стал мне очень подробно объяснять
 дорогу до центра;
 всё то время пока он мне её объяснял
 его очень противный сын лет пяти
 сидевший в притороченной к багажнику
 железной корзинке
 вёл себя отвратительно —
 он ныл ёрзал дрыгался
 и попискивал,
 дёргал меня за рукав
 закидывал голову
 и закатывал
 глаза;
 (я подумал, что в россии про таких детей говорят: 
«шило в жопе»)
 мальчишка явно скучал
 не понимая
 нашего разговора
 и всё время капризно повторял
 
 (одну и ту же
 фразу)
 я потом вспомнил
 какая это была фраза
 мне кажется
 это была фраза
 warum spricht Ihr nicht Deutsch?
 то есть 
«почему вы говорите не 
 меня очень тронула
 эта история
 с русским эмигрантом
 я тогда подумал: «бедный эмигрант
 
 сын — немец!»
 я думаю
 что эта история
 потрясла меня даже больше
 чем дикие кролики
 которых я увидел через 
 в центре берлина
 (при том что я люблю
 кроликов)
 она потрясла меня намного больше
 чем девушка анна хенниг
 написавшая обо мне
 в газете «берлинер шпигель»
 и чем сам великолепный берлин —
 огромная непрекращающаяся стройка
***
статью моего знакомого миши
 опубликовали в журнале «афиша»
 под чужим именем
 объединив её со статьёй 
 (правда с его согласия)
 а когда миша послал туда 
 в котором спросил
 не полагается ли ему
 
 за эту статью,
 то из этого журнала
 ему прислали ответ
 с единственным словом — 
«нет»;
 когда миша рассказал мне эту историю
 я был в ярости от неё;
 я сказал мише что на его месте
 прекратил бы все
 отношения с этим журналом
 и что я послал бы их на *** по телефону
 чтоб получить
 хоть 
 а миша умный и сдержанный
 он даже наверное
 
 из этой истории вынес;
 миша всё сделает как надо
 в этой жизни,
 а я так и буду
 сидеть в говне
 со своими принципами.
***
мне в общем
 не хочется сейчас
 вспоминать детство
 потому что
 мне кажется что
 в том возрасте
 в котором я нахожусь
 не нужно
 вспоминать его;
 я думаю
 в этом возрасте
 ностальгии по детству
 а тем более по юности
 не должно быть;
 я
 против
 ностальгии;
 я думаю что
 нужно смотреть
 вперёд
 и по сторонам;
 мне кажется что
 кругом бурлит жизнь
 и просится на бумагу;
 я прошу прощения;
 в третьем классе у меня был друг саша
 родители запрещали мне с ним дружить
 потому что он был хулиган и ругался матом
 саша был такой интеллектуальный хулиган
 как я сейчас понимаю —
 в отличие от других хулиганов —
 злобных плебейских недоносков
 он уже тогда был образованный и артистичный
 знал мифы древней греции и часто их цитировал
 однажды зимой
 во время одного из наших похождений
 мы с сашей
 нашли в сугробе хурму
 это была очень красивая хурма
 может быть
 она показалась нам тогда
 кусочком замёрзшего огня
 я точно не помню
 но думаю что
 вполне могла
 показаться
 мы съели эту хурму
 и 
 что никогда в жизни
 не ели
 ничего вкуснее
 (я кстати
 думаю
 что мы действительно
 до этого
 ничего вкуснее
 не ели)
 нам тогда очень захотелось ещё хурмы
 что бы ты сейчас выбрал спросил у меня саша
 миллион рублей или тыщу килограмм хуймы?
 (он называл её «хуйма»)
 ну конечно тыщу килограмм хуймы сказал я
 ну, а я бы выбрал миллион рублей и купил на них
 миллион килограмм хуймы сказал саша
 через 
 мы перестали с ним общаться
 ещё через некоторое время
 он перешёл в другую школу
 через несколько лет
 когда я уже учился
 классе в шестом
 или может
 классе в седьмом
 я понял
 почему в третьем классе
 мой друг отличник филипп
 общению с которым
 я в то время
 очень часто
 предпочитал похожденья с сашей
 рассказал учительнице о том
 что мы с сашей
 воровали деньги в гардеробе;
 я понял тогда
 что он
 ей это
 из ревности
 рассказал;
 я подумал о родителях
 которые запрещали мне
 дружить с сашей
 потому что считали
 что он
 плохо на меня влияет;
 я думаю что он на самом деле хорошо
 на меня влиял;
 я сейчас подумал
 о третьеклассниках
 (об этих маленьких уродиках)
 ревнивых до безобразия
 и о том что родители
 (милые идиоты)
 
 что 
 растлить их драгоценного выродка
 лучше чем они сами
 саша стал актёром
***
я недавно понял
 что делает человеческая толпа
 когда она боится и угрожает —
 она урчит:
 недавно я ехал на метро
 мимо станции кропоткинская
 и там 
 
 футбольные фанаты
 дрались то ли с ментами
 то ли с 
 по платформе носились
 
 которые время от времени
 забегали в наш вагон
 и выбегали из него
 на платформу;
 они передвигались небольшими толпами
 и урчали;
 они хотели избить
 одного или нескольких ментов
 (и кажется в итоге избили —
 потому что когда поезд тронулся
 я увидел что 
 лежать на платформе)
 но сначала они побаивались
 и поэтому бегали по платформе
 наскакивали
 и урчали;
 я довольно труслив
 и поэтому
 их урчание
 
 
 мне передалось:
 оно срезонировало у меня в желудке —
 там тоже слегка уркнуло
 и сразу затихло —
 как только я понял
 что эти фанаты
 собираются
 избить ментов;
 вскоре поезд тронулся
 я ещё 
 хотя бояться мне было
 как оказалось
 нечего;
 так, став свидетелем этой стычки
 между футбольными фанатами и ментами
 я понял что делает
 человеческая толпа
 в те минуты когда она
 боится и угрожает
***
мне кажется, что если ты 
 то тебе нужно
 как можно меньше
 сомневаться в этом;
 причём неважно, что именно ты делаешь —
 самое главное для тебя
 это как можно меньше сомневаться;
 а если ты пишешь стихи
 то, 
 вообще нельзя сомневаться,
 иначе у тебя скорее всего
 ничего не получится;
 мне кажется
 эта мысль
 не так проста
 как может показаться
 на первый взгляд;
 я могу привести пример
 из другой области —
 примеры из других областей
 обычно гораздо убедительней;
 женщину
 сбила машина
 и приехавшие на  «скорой помощи»
 санитары
 сначала подошли к водителю
 который её сбил
 и сказали ему
 что если он заплатит им тыщу долларов,
 то она останется жива;
 мне кажется
 что санитары этот ход
 задолго до того случая
 придумали;
 у меня такое ощущение,
 что они его
 уже очень давно практиковали,
 и вполне возможно, что это вообще —
 очень известный, распространённый ход,
 как бы передающийся
 из поколения в поколение
 санитаров: и вряд ли они думали
 хорошо это или плохо —
 то, что они делают
 (и уж тем более маловероятно, чтоб они думали,
 насколько это хорошо или плохо)
 мне кажется, этот случай —
 хорошее подтверждение того,
 что если ты 
 то тебе ни в коем случае не следует
 сомневаться в этом.
виртуальная антология, 
			Московский счет 
			
02.04.2023, 1101 просмотр.