Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Представление книги Елены Севрюгиной «Раздетый свет» (М.: Синяя гора, 2023)

Геннадий Калашников

Декабрьский стиховолк и слушатели

6 декабря в Музее Серебряного века состоялась презентация книги стихов Елены Севрюгиной «Раздетый свет».

Хочется сразу начать с цитаты:

а по ночам приходит стиховолк
и открывает внутреннее зренье…

( «а по ночам приходит стиховолк…»)

Впрочем, до ночи было ещё далеко, но внутреннее зрение слушателям пришлось напрячь. Уж очень суггестивный, напряжённый стиховой поток обрушился в зал.

«…в самом названии присутствует нечто непостижимое — „Раздетый свет“ — удивляется во врезке к сборнику поэт Владимир Гандельсман. — Ни раздетого, ни разодетого света не бывает. Свет — это свет».

Поэтессе пришлось отобрать и прочесть те стихи, которые доказали правомерность такого названия сборника. И она отлично справилась с этим. Но это случилось не сразу. К подобной взрывной кульминации пришлось заходить издалека. Для начала Елена Севрюгина поблагодарила всех, кто пришёл на её вечер. А зал был полон, и люди всё подходили. «Спасибо, что пришли в такой холодный вечер…» — бодро, предстартово волнуясь, улыбалась поэтесса.

Признаюсь, что благодарности подобного рода, а они в подобных ситуациях звучат довольно часто, меня всегда удивляют. Создаётся впечатление, что слушатели приехали не в тёплом и комфортном метро, а преодолевали снежные заносы в тундре на упряжках оленей или пробирались глухой тайгой по азимуту, ориентируясь по звёздам. Но ритуал уже установился, и с этим ничего не поделаешь: ритуал сильнее здравого смысла.

Собственно, презентовалась не только книга Елены Севрюгиной, происходила и презентация издательства, выпустившего книгу. «Синяя гора» — так называется детище поэтов, а теперь ещё и издателей Андрея Фамицкого и Клементины Ширшовой.

«Синяя гора» — издательство совсем молодое, на его счету пока всего несколько книг, но книг, оформленных с большим вкусом, их приятно держать в руках, любоваться эмблемой издательства — остроконечной горой, на фоне которой стоит маяк.

Андрей и Клементина вышли вдвоём и с увлечением рассказали и о своих планах, и о том, как они работали над книгой Елены Севрюгиной. Надо сказать, что в некотором роде они совершили чудо: сами, своей волей составили эту книгу. И хорошо, что поэтесса доверила им это нелёгкое, головоломное дело. Со стороны многое виднее. Два раздела книги «Тёмные воды» и  «Чёрные реки» выстроены безукоризненно, натянуты, как струна. На мой взгляд, это успех и удача и автора, и издателей. Именно такой ювелирной выверенности требуют стихи Елены Севрюгиной.

Я тоже принял посильное участие в этой книге, написал маленькое эссе, в котором изложил своё видение, своё ощущение от этих стихов. Позволю себе процитировать себя:

«Поражает бесстрашие, с которым Елена Севрюгина бросается в стихию языка, борется с его тайными глубинами, коварными волнами, непредсказуемыми подводными течениями. В итоге этой самозабвенной борьбы, участником которой становится и читатель, возникают стихи, в которых сближаются далёкие друг от друга понятия, всплывают картины из „когда-то  непрожитой жизни“, где „заснёшь неизвестным героем пробудишься данте“, где „по ночам приходит стиховолк и открывает внутреннее зренье“, в которых упорно отыскиваются и вечно ускользают ответы о самых насущных вопросах бытия, в которых слышно биение страждущей и взыскующей души. Это стихи глубокого, многомерного звучания, устремлённые к сердцевине вещей, к „раздетому свету“, предельной откровенности, они сродни волхованию, визионерской медитации, ворожбе. И в то же время они внятны, открыты читателю, щедры на счастливые находки, радуют и слепят „перламутровым блеском до краев расплескавшейся речи“».

Вот именно этой стихии «расплескавшейся речи» и нужна была железная, добрая рука, чтобы ввести эти «тёмные воды» в берега «чёрных рек». И, повторю, начинающие издатели с блеском справились с этой задачей.

Вечер набирал обороты. Елена Севрюгина, не форсируя голоса, внятно читала свои стихи, по экрану большого монитора, сменяя друг друга, мелькали фотографии моментов её жизни. По видеосвязи обстоятельно и проникновенно рассказала о своём отношении к поэзии Елены Севрюгиной поэтесса Вера Зубарева, написавшая предисловие к сборнику.

Яркая, пёстрая рубашка Бориса Кутенкова, тоже говорившего с экрана не менее проникновенно и обстоятельно, была уместна в этот чёрно-белый декабрьский вечер. К роялю вышел Александр Карпенко и спел Тютчева: «Вот иду я вдоль большой дороги…» Это пение вполне органично вписалось в тональность происходящего действа. Тем более что Тютчев явно значимая фигура для поэтессы: «скрывайся таи и молчи / выйди из дома / там космос и Фёдор Иванович / к звёздам прильнув / дожидаются часа и ночи». Скрытые цитаты, имена поэтов-предшественников, словно маяк с эмблемы «Синей горы», умело ориентируют и читателей, и слушателей в стихии «расплескавшейся речи» сборника.

И уж совсем растрогало и покорило всех выступление мамы виновницы торжества. Моложавая, взволнованная мама вышла и по-современному — с экрана телефона — прочла давние и любимые стихи дочери под рукоплескания зала. Казалось, что в эти минуты даже портреты классиков оживились на стенах: остро взглянул в зал Владислав Ходасевич, улыбнулся Леонид Андреев и потеплел взгляд строгого и желчного Ивана Алексеевича Бунина. А в глубине дальней полутёмной комнаты осторожно мелькнула тень самого Валерия Яковлевича Брюсова.

Но дирижёры вечера и его организаторы Данил Файзов и Юрий Цветков вернули зал в реальность, объявив о предстоящих в ближайшие дни мероприятиях и пригласив всех к неформальному общению.

«Настоящий праздник…» — переговаривались между собой слушатели, спускаясь вниз по лестнице, видевшей немало поэтов. И не только тогда, когда здесь жил Валерий Брюсов, но и в последние годы. Музей, к его чести, часто проводит в своём зеркальном зале поэтические действа.

Что ж, действительно, поэзия — это праздник, который всегда с тобой. И в безоблачные дни, и в дни тяжёлой смуты.

… а значит что всё не напрасно
не случайно неявная жизнь
зародилась у кромки
заповедного зыбкого
тихого вязкого злого
чтобы после —
рассвет
и круги
и чуть слышимый шорох…

Музей Серебряного века 

14.12.2023, 1374 просмотра.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru