Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

«Незабытые имена». Вечер памяти Юрия Арабова

Леонид Костюков

Поэт, а ещё сценарист в свободное время

В понедельник 5 февраля в гостеприимном кафе «Гоген» состоялся вечер памяти поэта Юрия Арабова. Уточняю творческое амплуа автора не потому, что наши любезные читатели могут не знать поэта Юрия Арабова, а потому, что они могут вдобавок знать сценариста с тем же, но мировым именем. Так вот, речь старалась идти о поэте, хотя, конечно, и кинематографическая составляющая его творчества попросту не умещалась за кадром. Один список фильмов внушал уважение и бешеным качеством всех без исключения кинокартин, и (даже) количеством, потому что сценарий не стихотворение; он требует не вспышки вдохновения и пары часов доводки, а месяцев серьёзного труда.

На первый непросвещённый взгляд, сценарии и преподавание во ВГИКе — это была профессиональная и творческая жизнь Юрия Николаевича, а стихи — хобби, бонус, соус к главному блюду. И литературные товарищи Арабова — Владимир Аристов, Евгений Бунимович, Марк Шатуновский, Сергей Строкань, и его издатели Анна Бердичевская и Алексей Королёв, и его жена Ольга Катаева, и другие — прежде всего старались опровергнуть обманчивое впечатление о приоритете кино, апеллируя к самому герою вечера. А именно, он не раз признавался в нелюбви к кино.

Так как Арабов не замечен в кокетстве, попробуем принять этот тезис всерьёз и как-то    его расшифровать — собственно, почти все выступавшие приняли участие в этой деятельности. Из услышанного меня убедило соображение, что Юрий Николаевич болезненно воспринимал стадию воплощения сценария в фильм, переход от индивидуального творчества к коллективному, сопровождаемый неизбежными искажениями первоначального замысла. А ещё лично мне показалось, что Арабов не ценил того, что давалось ему (относительно) легко. Просто органически не мог ценить — все мы знаем, что бывают такие люди.

Звучали стихи Ю. Н., звучали из компьютера фрагменты его интервью — собственно, и лицо его там отражалось. Думаю, многие согласятся — предельно необычное лицо, особенно в профиль — Данте? католический монах? сказочный персонаж? И из стихов, и из прямой речи была хорошо выпарена фирменная чеховская надежда на то, что всё как-то    образуется и мы увидим небо в алмазах. Не образуется. Не увидим. Заметим также, что это относилось не только к последней паре лет, когда сам Юрий Николаевич тяжело болел, а за окном уже творилось то, что и сейчас. То есть его скепсис не ситуативен, а вообще. Но вот Арабов находит особо точную формулировку — и неожиданно широко улыбается самой этой точности, как будто только и ждал повода для улыбки.

Конечно, поговорили и о метареализме, и о студии Ковальджи (ведущий вечера Юрий Цветков зачитал фрагменты эссе Арабова, специально написанного им для готовящегося большого тома о легендарной студии), и о мозговзрывающем «Испытательном стенде» в «Юности» №    4 (1987). Все выступавшие выступали подолгу, но эти внушительные монологи сопровождались не падением энергии, а возрастанием точности.

Хочется отметить киношных учеников Ю. Н. Арабова — Альбину Гумерову и Сергея Тютина — за прекрасные клипы про самого учителя и про его фильмы. Тот случай, когда профессионализм накладывается на мощную эмоцию — печаль пополам с благодарностью. Думаю, именно это переживание объединило всю аудиторию.

ГогенНезабытые именаАрабов 

13.02.2024, 2269 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru