Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

«“Сказимир” в гостях у Буратино». Представление книги Юрия Годованца «Сказимир» (М.: Грин Принт, 2023)

Анна Горбатова

Сказ о мире времени

Первое впечатление от прочтения девятой книги поэта, историка искусства и культуролога Юрия Годованца «Сказимир» — динамичная мозаичность. Созданные в последней четверти XX века стихотворения причудливо переплетаются в сборнике с текстами первой четверти XXI-го.

Ещё в 1980 году у поэта родились удивительные строки:

Как жидкий кислород я испаряю время
До хриплых дыр в хохочущем холсте.

(«Подражание»)

Для него мир времени — это книга, «в которой мы живём, когда настоящее ведёт сказ о прошлом, прошлое — о будущем, а будущее — о настоящем».

* * *

Кто пережил свой радостный распад
И всё-таки ворочает корнями
И, вспоминая парусник лица,
Бредёт во тьме пустыми зеркалами,

Кто превратился в собственный припев,
В летучий профиль, в пантомиму тени,
В меридиан плакучих поколений
И расточает неуклюжий свет.

Кто распахнул природы хрупкий пах
И душу без брони и оперений,
Превозмогая тлен и перезрелый страх,
Пикирует в заветные мишени,

Тот, зная наизусть, что млечный путь — сквозняк,
Седьмую жизнь живёт без приглашений.

Это стихотворение из далёкого 1979 года, когда студент исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (отделение истории и теории искусства) начинал «лепить» своё поэтическое мироздание. С ним, полагаю, перекликается другое стихотворение, написанное сорок лет спустя:


Наугад

Когда я вечно жил,
ещё без мышц и жил,
ещё без этих мыслей,
уже тогда томился.

И посреди небес
в себе носил свой вес
на звёздные ступени,
не излучая тени.

В созвездии светил
себя не находил;
и, восходя с востока,
мне было одиноко.

Во времени теперь
опять томлюсь — как зверь —
и чувствую в лопатках
избыток недостатка…

Частица и волна!
Мелодия и лира!
Нехватка сил дана
на перехват эфира.

Для меня Годованец — поэт-космос, необъятный и цельный, парадоксально синтезирующий звукопись, мыслеобразы и смыслы. Вполне могу согласиться с определением его поэзии как «акустической живописи», приведённым в аннотации к сборнику «Сказимир».

Мозаично-динамичной получилась и презентация новой книги Юрия Годованца в Музее-квартире А. Н. Толстого. Вечер под названием «„Сказимир“ в гостях у Буратино» был поддержан проектом «Культурная инициатива» и включён в программу яркой интерактивной выставки «В каморке папы Карло» (к 140-летию А. Н. Толстого).

«Рада каждой новой книге друга дома Алексея Толстого», — поприветствовала поэта заведующая музеем Инна Андреева и вручила Юрию Годованцу серию рисунков «Сонм муз» художника Аллы Высотской, поклонницы его таланта.

Соведущим вечера как раз и стал Буратино. Благодаря мастерству актрисы Театра кукол С. В. Образцова Ирины Осинцовой сказочный герой блистал остроумием в диалоге с поэтом, по-доброму подначивая его и выступавших.

Годованец и его гости вдохновенно читали в тот вечер стихи, в том числе из предыдущих книг. Однокурсник Юрия, византолог и религиовед Алексей Лидов обратился к стихотворению из книги «Медовый век» (2009), которое тогда ещё его поразило:

Футуризм

Он сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
он показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл он зовы новых губ.
А мы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб.

Казалось бы, всего два местоимения, знак препинания и заголовок изменены в стихотворении Владимира Маяковского «А вы могли бы?» (1913), но воспринимается «Футуризм» как литературный эксперимент Годованца, своеобразный ответ одного поэта на вызов другого, брошенный почти век назад. И что удивительно, совсем иначе тот же текст звучал в устах художника Анатолия Чечика.

Собравшиеся слушали не только стихи Годованца. Плодами своего творчества поделились поэт, переводчик Наталья Ванханен, а также искусствовед, педагог и супруга автора «Сказимира» Елена Кульчинская.

На встрече друзей не обошлось без воспоминаний. Поэт и драматург Михаил Бузник с улыбкой рассказывал, как они с Юрием пытались защищать уличных художников на Арбате, где в то время размещалось Министерство культуры СССР (Арбат, д. 35), в котором работал Годованец.

Несомненно, украсил вечер дуэт «На грани». Композитор Алексей Рыбаков исполнял песни на стихи поэта, а скрипачка Александра Бирюкова виртуозно обрамляла звуки рояля и голос исполнителя.

Захотелось и мне прочесть одно из любимых стихотворений Юрия, но я замешкалась. Выручил, сам того не подозревая, Рыбаков, который спел песню на это стихотворение:

* * *

Тютчев жил в чернильнице у ночи,
и потели сонные очки;
на свечу слетались светлячки,
чернотою упивались очи.

И, едва в глазницах брезжил свет,
звёзды убирались восвояси.
Где зрачков царило самовластье,
воцарялся медленный рассвет.

Возникала трепетная грань,
просыпалась тень как медиатор,
детонировал усталый медитатор,
вспыхивала солнечная ткань —

и лицо слепого осязанья
обжигали блицы узнаванья.

Одарённые люди тянулись к автору «Сказимира» с университетской поры, впрочем, как и он к ним. Одно из таких взаимных притяжений вылилось в создание в 1981 году Юрием Годованцем, Анатолием Головатенко и Алексеем Прокопьевым сборника «Торшеры на балконах». За отдельными эпизодами совместного творчества, довольно редкого в истории литературы, мне довелось наблюдать. Несколько стихотворений из этого сборника, написанных Юрой в соавторстве с Толей, вошли в книгу «Сказимир».

На представлении девятой книги Юрия Годованца органично сплелись поэзия, музыка и театр — это в его духе.

Музей-квартира А.Н. ТолстогоГодованец 

21.12.2023, 130 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru