Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

«Проза поэта / стихи прозаика». Ольга Седакова

Николай Гладких

«Два разных ремесла, подобные на вид…»

Ольга Александровна Седакова — давно классик русской и всемирной литературы, поэт, филолог, философ, переводчик, собеседница в вечности — Святого Франциска, Данте, Рильке и других великих, а в недавней современности — Венички Ерофеева, Сергея Аверинцева, Владимира Бибихина и опять же многих других достойных фигур. Не удивительно, что в компактном зале Дома-музея М. Ю. Лермонтова не осталось ни одного свободного местечка на вечере Ольги Седаковой в рамках цикла «Культурной инициативы» «Проза поэта / стихи прозаика», прошедшем 3 февраля 2025 года.

Чтобы передать высокий интеллектуальный уровень обсуждения темы, как соотносится сочинение стихов и прозы в творческой лаборатории одного автора, понадобились бы многостраничные цитаты. Заинтересованных в теории адресую к томам четырёхтомника Седаковой под названием «Poetica» и  «Moralia», а также другим книгам и статьям. Остановлюсь на конкретике прочитанного.

Гостья вечера — хоть и не сразу, а ближе к концу — призналась, что считает себя в первую очередь поэтом; проза как fiction, с сюжетом и вымышленными героями, — совсем не её стихия, а её прозаические тексты, составившие книгу «Три путешествия», основаны на реальных событиях из собственной жизни. Это три путешествия разного времени — в Брянск, в Тарту и на Сардинию. Другой пример — «Похвала поэзии» — воспоминание-размышление о младенчестве, о том, что можно вспомнить о доязыковом восприятии мира. Не удивительно, что первенство поэзии отчётливо звучало и в тех прозаических фрагментах, которые были прочитаны.

История путешествия в Брянск относится к брежневскому времени; две главки из неё можно назвать грустно-юмористическим отчётом о парадоксальной встрече высокой поэзии и провинциальной прозы — автобиографическую героиню пригласили выступить в местном обществе книголюбов. Для чтения она выбрала элегию Ронсара в своём переводе ( «Два разных ремесла, подобные на вид, / Взрастают на горах прекрасных Пиерид… / Стихослагатели — так назовём мы их. / На место божества они возводят стих»). «Что-то вы всё печальные вещи переводите… (говорит организатор вечера). Но ведь есть и повеселее поэты. Например, Бодлер…»

Отрывок из  «Opus incertum» — рассказа о путешествия на Сардинию — тоже был о творчестве. О своей итальянской спутнице и подруге автор говорит: «Франческа в лучшие свои минуты — конечно, не человек. Она мгновенно и точно понимает любые стихи — и с невероятным трудом распутывает содержание прозаической фразы». Но ещё более высокой стихией выступает музыка  архитектура как её застывшая форма): «Она, между прочим, — крёстная мать колокола. Когда на соборе водружают новый колокол, его сначала крестят и какую-то девочку выбирают ему в крёстные. Так лет в двенадцать Франческа стала крёстной матерью колокола Сан-Микеле. Она фея острова. Фея его камней, его душистых кустарников (фамилия её Chessa, и значит: кустарник), его нураг и глубоких гротов и блиндажей минувшей войны, куда мы с ней заглядывали. В ней много музыки, иногда она выбивается наружу».

Стихи Ольги Седаковой прекрасно знакомы тем, кто читает поэзию, поэтому из поэтической части вчера упомяну то, что менее известно, — это авторский жанр «ласкалки», стихотворные миниатюры, обращенные… к котам и кошкам. Четвероногие — привереды, они реагируют только на свежий продукт, вчерашняя ласкалка уже не работает; при этом искажения привычных человеческих слов воспринимаются ими благожелательно. Вот «чесальная» ласкалка: «Чешем ко́та, чешем ко́та, чешем ко́та — красота! / У него не два живо́та, у него не три хвоста. / У него не десять лапищ и не двадцать девять глаз. / Он — хороший, он — товарищ. У него всего как раз!»

Интересными современными авторами, пишущими стихи без видимых формальных ограничений (метра, рифмы и т. п.), Ольга Седакова назвала Екатерину Симонову, Елену Михайлик, Сергея Круглова, Юрия Смирнова.

В конце вечера автор этих строк увенчал героиню вечера веночком собственного плетения из фантиков и цветной бумаги, который был принят благосклонно и с достоинством.

СедаковаДом-музей М.Ю. Лермонтова 

19.02.2025, 53 просмотра.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru