Николай Гладких
Ольга Александровна Седакова — давно классик русской и всемирной литературы, поэт, филолог, философ, переводчик, собеседница в вечности — Святого Франциска, Данте, Рильке и других великих, а в недавней современности — Венички Ерофеева, Сергея Аверинцева, Владимира Бибихина и опять же многих других достойных фигур. Не удивительно, что в компактном зале
Чтобы передать высокий интеллектуальный уровень обсуждения темы, как соотносится сочинение стихов и прозы в творческой лаборатории одного автора, понадобились бы многостраничные цитаты. Заинтересованных в теории адресую к томам четырёхтомника Седаковой под названием «Poetica» и «Moralia», а также другим книгам и статьям. Остановлюсь на конкретике прочитанного.
Гостья вечера — хоть и не сразу, а ближе к концу — призналась, что считает себя в первую очередь поэтом; проза как fiction, с сюжетом и вымышленными героями, — совсем не её стихия, а её прозаические тексты, составившие книгу «Три путешествия», основаны на реальных событиях из собственной жизни. Это три путешествия разного времени — в Брянск, в Тарту и на Сардинию. Другой пример — «Похвала поэзии» —
История путешествия в Брянск относится к брежневскому времени; две главки из неё можно назвать
Отрывок из «Opus incertum» — рассказа о путешествия на Сардинию — тоже был о творчестве. О своей итальянской спутнице и подруге автор говорит: «Франческа в лучшие свои минуты — конечно, не человек. Она мгновенно и точно понимает любые стихи — и с невероятным трудом распутывает содержание прозаической фразы». Но ещё более высокой стихией выступает музыка (и архитектура как её застывшая форма): «Она, между прочим, — крёстная мать колокола. Когда на соборе водружают новый колокол, его сначала крестят и
Стихи Ольги Седаковой прекрасно знакомы тем, кто читает поэзию, поэтому из поэтической части вчера упомяну то, что менее известно, — это авторский жанр «ласкалки», стихотворные миниатюры, обращенные… к котам и кошкам. Четвероногие — привереды, они реагируют только на свежий продукт, вчерашняя ласкалка уже не работает; при этом искажения привычных человеческих слов воспринимаются ими благожелательно. Вот «чесальная» ласкалка: «Чешем ко́та, чешем ко́та, чешем ко́та — красота! / У него не два живо́та, у него не три хвоста. / У него не десять лапищ и не двадцать девять глаз. / Он — хороший, он — товарищ. У него всего как раз!»
Интересными современными авторами, пишущими стихи без видимых формальных ограничений (метра, рифмы
В конце вечера автор этих строк увенчал героиню вечера веночком собственного плетения из фантиков и цветной бумаги, который был принят благосклонно и с достоинством.
Седакова,
Дом-музей М.Ю. Лермонтова
19.02.2025, 53 просмотра.