Публикуя заметку о сентябрьском выступлении Алексея Порвина в «Билингве», мы еще раз, пользуясь случаем, поздравляем поэта с вхождением в шорт-лист премии «Дебют»-2011.
15 сентября в книжном магазине клуба «Билингва» состоялась презентация книги петербуржского поэта Алексея Порвина «Стихотворения» (М, Новое литературное обозрение, 2011). Вечер не привлёк много слушателей, что, к сожалению, иногда бывает с вечерами интересных поэтов. Так что мы получили ещё одно подтверждение того, что по количеству слушателей о качестве стихов судить никак нельзя.
Значительную часть публики составили молодые поэты: Елена Горшкова, Игорь Гулин, Кирилл Корчагин, Лев Оборин, Ксения Чарыева, Наталия Эш и другие. Кроме того, были замечены критик Евгения Вежлян, издатель Дмитрий Кузьмин и куратор поэтических вечеров в кафе ExLibris Анна Румянцева.
Чтение стихов предварялось небольшим вступлением-размышлением. Алексей поделился со слушателями своим пониманием поэтической речи. В поэзии, по его мнению, значение слова преобразуется по сравнению со своим повседневным бытованием. Следовательно, язык поэзии — это явление самоценное: нечто качественно иное, нежели простая сумма элементов обычного языка и инструмент выражения.
Помимо прочих стихотворений Алексей прочитал следующие: «Ангелов скрипичные поделки…», «Выгнан вышивкой цветной…», «Как ты входишь в сталь, даже не глядя на…», «Карелия», «Кто ни зажимал тебя, свирель, пытая…», «На гладкой поверхности ночи…», «Птица ходит по крыше чердака…», «Чего твой внутренний взор достиг…»
Одно из прочитанных стихотворений, под названием «У статуи философа», посвящено Елене Шварц. Порвин рассказал, что писал его в день смерти поэта, еще не зная о случившемся, но с каким-то тяжелым чувством на душе. Смерть Елены Шварц стала для Алексея большой утратой, и он не хотел никому показывать стихотворение, но всё же опубликовал его в «Новой камере хранения» в сентябре 2010-го, потому что оно имеет свою особенную ценность, а затем включил в новую книгу.
Стихотворение о музыке «Так четверть неба лязгнет…» Алексей назвал «хулиганским». Он добавил, что в своё время был исключён из школы за хулиганство, хотя ничего плохого не совершал. Также в ходе вечера выяснилось, что Алексей предпочитает писать стихи не спеша, и только один из прозвучавших текстов был написан им всего за два часа (стихотворение длиною в дневной сон ребёнка, как объяснил сам поэт).
По самим текстам заметно (а особенно — когда их в тишине зала зачитывает автор), что это — внимательные, выверенные стихи, в хорошем смысле неторопливые и в то же время точно-молниеносные. В них слышится разнообразный, внятный и ненавязчивый внутренний ритм бытия лирического субъекта, тонко увязанный с биениями и шорохами, наполняющими саму фонетику русского языка, каждую его флексию. Ритм, который, наряду с особым языком, и делает поэтическую речь именно поэтической речью.
…
Шуршит пакет
хвостами рыб, оставивших в реке
последний всплеск и свет.
(Алексей Порвин, «До горла птицы не доходит тень…»)
Интересующиеся могут найти некоторые из прочитанных на вечере стихотворений в журнале «Воздух» (выпуск № 2 за 2008 год) http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/issues/2008-2/porvin/.
Степан Бранд, С. Линев
18.12.2011, 5527 просмотров.