Известны случаи, когда поэт на несколько лет  «умолкал» — и был забыт; известны случаи, когда такое молчание, напротив, становилось своеобразным пиар-ходом и способствовало росту популярности; известны случаи, когда не то чтобы поэт совсем  «умолкал», но не выходили книги, редко появлялись в печати подборки, нечастыми были выступления — и все же автор оставался 
 Последний случай — случай Ирины Шостаковской, а  «много и сразу» — в новой книге  «Замечательные вещи»  (издательство  «АРГО-РИСК»), презентация которой состоялась 13 декабря в клубе  «Проект ОГИ». Предыдущая книга,  «Цветочки»  (выпущенная тем же издательством), вышла в 2004 году. В новую книгу вошло далеко не все из написанного Ириной, это — скорее  «избранное», чем  «отчет» за прошедшие между двумя книгами годы. 
 13 декабря в  «Проекте ОГИ» собралась публика не случайная, но разнообразная — от молодых поэтов Ксении Чарыевой и Александра Маниченко до представителей старшего поколения Марии Галиной и Аркадия Штыпеля. Героиня вечера в красной блузке — необычайно живая, огненная. 
 Каламбур напрашивается: автор зачитал замечательные вещи… 
 Несмотря на не выходящий из моды термин  «некроинфантилизм», стихи из новой книги скорее балансируют между  «детским» и  «взрослым» взглядом на жизнь-и-смерть. И если смерть, то:  «вот смотри: висит мужик / вроде ехал в геленджик / это делал он вчера / а сегодня с ним хандра» и  «Генрих живет в Дерпте / Генриху снятся черти / снятся дети и сон тревожат / генрих обратно не может». А если жизнь, то:  «на первом этаже 
 Свое выступление Ирина Шостаковская завершила стихами, написанными относительно недавно; эти тексты, в которых упоминаются детали быта психиатрической больницы, стали достойным завершением вечера, кодой, финальным минорным аккордом. Несмотря на то, что стихотворения Шостаковской нельзя назвать оптимистическими, вечер получился радостным: надежды читателей сбылись, книга появилась, автор — вот он, перед нами. 
 Некогда Данила Давыдов  (также присутствовавший в зале) называл  «авторской утопией» стихотворение Шостаковской  «улиточкой стану и буду улиточкой жить»  (книга  «Цветочки»). В новой книге также найдется текст, которому можно приписать некоторую  «программность»:  «вот вам стихи / ни для кого / для себя самого / они не врут / они не ядят…» Автор-интроверт, автор как бы  «вне» литературного процесса — и одновременно являющийся неотъемлемой его частью; автор, будто стремящийся ускользнуть из поля зрения публики, но никогда не скрывающийся до конца, останавливаемый боковым зрением читателя — и вновь оказывающийся открытым прямому внимательному взгляду.
Елена Горшкова
19.01.2012, 5804 просмотра.